Thursday, January 31, 2008

Английская королева и тайна частной жизни

Этой статьей я открываю новое направление в своем блоге: я буду рассуждать о стартапах вообще, рассказывать, какая тематика конкретно у моих стартапов, и просто делиться своими мыслями о том, что происходит в IT.

Уже второй раз досрочно завершается бесплатная расдача Windows Vista и Office 2007 в рамках кампании под названием Windows Feedback Program, организованной корпорацией Microsoft, основная задача которой заключается в получении информации о том, что делают пользователи на своих компьютерах. Пользователи буквально сметают запас выделенных для мероприятия бесплатных копий продуктов, и каждый раз кампанию приходится приостанавливать раньше отведенного срока. Следует заметить, что раздаются самые топовые версии ПО, Ultimate.

Суть Windows Feedback Program в том, что пользователь соглашается регулярно отвечать на вопросы опросов, проводимых корпорацией, и установить у себя на компьютер специальную программу, которая ежедневно передает в Microsoft информацию о действиях пользователя.

Мне кажется, эта новость в мире (ну и в Рунете, соответственно, тоже) слегка обделена вниманием. Точнее, она, конечно, освещалась, но...

"Некоторым пользователям идея постоянной "отчетности" покажется неприемлемой, но, судя по всему, многим это же предложение придется по душе. Почему бы не принять предложение поучаствовать в Windows Feedback Program, и получить бесплатно то, что в розницу стоит почти тысячу долларов, и на вполне законном основании?"

- такого рода благодушные реплики завершают большинство новостных сообщений.

Итак, рассмотрим, что происходит, подробнее. Для участия вы сами должны установить на свой компьютер специальную программу, которая отслеживает, кроме всего прочего:

  • информацию о действия пользователя,
  • список установленного ПО и железа,
  • оглавления каталогов жесткого диска,
  • передаваемые по сети данные,
  • cookies браузера, а значит, все, что вводится при авторизации на веб-сайтах.
Перед участием в программе вы должны предоставить свое имя, пол, e-mail и почтовый адрес. Затем данными (заметьте, не обезличенными, как часто декларируют в различных privacy policy, а четко привязанными к личности участника!), которыми вы должны щедро поделиться, Microsoft и любой из его филиалов могут пользоваться любым необходимым им образом.

Для Microsoft - это коммерческое исследовательское мероприятие. А для нас, - по сути, социальный эксперимент. Что же полезного говорят нам его результаты? Позвольте, вместо ответа процитировать один старый театральный анекдот.

Говорят, однажды Бернард Шоу выразил мнение, что все женщины продажны, вопрос только в цене. Случайно узнав об этом, английская королева, решила урезонить Шоу, и при встрече с ним спросила:

- До меня дошли слухи, будто вы, сэр, утверждаете, что все женщины продажны. Это действительно так?

- Да, ваше величество, я действительно однажды так сказал.

- Что, и я - тоже продажная?! - возмутилась королева.

- И вы тоже, ваше величество, - со вздохом ответил Шоу.

- Хм, и сколько же я стою?! - начала багроветь от гнева королева.

- Десять тысяч фунтов стерлингов, - подумав, сказал Шоу.

- Что, так дешево?! - удивилась королева.

- Ну, вот видите, вы уже торгуетесь, - вышел из положения драматург.

А теперь, когда стало ясно, что даже королевы имеют свою цену, поговорим о том, как этот факт может пригодиться нам, так сказать, простым стартапщикам.

Дело в том, что в результате работы, например, тех же пресловутых социальных сетей в руках компаний, ими управляющих, образуются базы данных пользовательской личной информации чудовищных объемов. Изучая такие данные, можно получать ценные статистические срезы предпочтений пользователей, проводить data mining и выявлять определенные закономерности между типами пользователей и их поведением (- вот где Business Intelligence ;)). Владение такой информацией - сильное конкурентное преимущество. А имея возможность идентифицировать пользователя, можно сильно увеличить эффективность бизнеса, адресно продвигая свои продукты. Поэтому такие базы данных - весьма лакомый кусок для всех, кто так или иначе строит свой бизнес на потребителях.

И получается, что да, эти данные, все-таки, можно продать! Ну, естественно, не сами данные, а аналитику, а именно, на их базе полученные маркетинговые отчеты. Главное пользователям дать что-то взамен, какую-то халяву. То ли это будет разрешение бесплатно пользоваться платными услугами, то ли скидка, может быть, даже денежная премия, - что угодно, вариантов множество.

А что это, скажите мне, как не еще один вариант монетизации своего успешного стартапа, набравшего приличное количество пользователей? Или еще один источник очень неплохого дохода для тех, кто уже в игре? Я считаю, что пути обратно нет. Прогрессивное сообщество первое время будет смотреть криво и плеваться, но этот процесс неизбежен. Приватные данные станут обычным товаром, а privacy policy похудеют, если не исчезут вообще. Появится понятие privacy layer. Каждый сможет продать свой первый privacy layer дешево, второй - подороже, продать третий - значит продаться с потрохами. Это как торговля органами. Дьявол уже здесь! Вы собираетесь вступить в игру, пока еще не поздно? Хотите получить дивиденды от этого нарождающегося вида бизнеса? Я - да, и я уже работаю в этом направлении.

Кстати, список источников таких огромных баз данных личной информации можно продолжить: это и интернет-магазины, через которые проходит существенное количество заказов, и сайты подписных информационных рассылок, и вообще, любые интернет-сервисы, даже сайты платежных систем. Так что, не удивляйтесь, если в один прекрасный день вы получите e-mail с предложением согласиться на изменение нескольких пунктов Privacy Policy в обмен на какой-нибудь бонус. От которого будет трудно отказаться...

Дьявол уже здесь!

No comments: