Monday, August 25, 2008

Будущее BI в облаках?

Статья про начало конвергенции cloud computing и BI. Лично меня наиболее заинтересовала глава "Google + Panorama = BI 2.0?", в которой рассказывается об оригинальном решении компании Panorama в условиях, когда она осталась один на один с еще более укрупнившимися в результате недавних слияний BI-гигантами.

Ссылка: Будущее BI в облаках?

more >>

Friday, July 4, 2008

Зачем посылать SAP

Проект Покупедия.ру жив и здоров, однако в изменившихся условиях его таймлайн претерпел некоторые изменения. Появились новые этапы, и проект, по видимому, даст одно или более ответвлений, благо технологическое ядро может быть использовано многими способами. Сейчас, когда прошел долгий период сложной, но увлекательной работы, несмотря на то, что нужно еще очень много сделать, хочется перевести дух. Как раз в такие моменты оглядываешься назад и осознаешь многие вещи. Череда флешбэков встает перед глазами и ответы на вопросы, которые много раз задавал себе сам, кристаллизуются в голове. Почему SAP-консультант бросил SAP? И что он забыл в обработке изображений? Что ж, ответы не на два слова.

Работать я начал, как и многие в наше время, еще на старших курсах, пробуя себя то в web-программировании, то в области СУБД, то пописывая различные утилиты и системки. В то время всё для меня было новым и интересным, хотелось узнать побольше технологий, результаты своей деятельности приносили много радости. Часто, увлекаясь работой, я задерживался в офисе и вполне мог понять людей, которые приходили поработать в выходные. Но постепенно щенячий энтузиазм уступал место здоровому прагматизму и под его давлением я стал принимать «стратегические» решения.

Первое такое решение - прекратить быть «тупым кодировщиком» и начать заниматься «взрослыми вещами». Под «взрослыми вещами» я тогда понимал «большие» системы, иными словами КИС. «Программизм», как я считал, - занятие для «мальчиков», т.е. студентов и прочих социально неустроенных личностей. К числу последних я с сочувствием относил и множество виденных мной программистов, не способных объясниться с заказчиком без злоупотребления профессиональными жаргонизмами и совершенно не понимающих прикладной специфики. Особенно впечатляли меня не самые молодые из них: они оставляли у меня ощущение великовозрастных детей или засидевшихся девок.

Настоящее же дело - это когда сидишь рядом с заказчиком, разговариваешь на его языке и мудро выуживая информацию из своего богатого опыта, обильно сдобренного солидной теоретической подготовкой, решаешь проблемы компании-клиента. Планируешь архитектуру системы, продумываешь взаимосвязи между компонентами. Периодически ты сталкиваешься с задачами, которые еще не приходилось решать, и со смаком погружаешься в них, чтобы еще больше расширить багаж своего опыта. Ты становишься мостом между заказчиком и «несознательными программерами», умея говорить и на языке одного, и на языке других. Заказчик доволен проделанной работой, большие начальники в пиджаках сердечно благодарят тебя и жмут руку, все улыбаются. Ну, что-то в этом роде. Так мне это представлялось.

После некоторой борьбы с неподатливой судьбой, мне таки удалось нагнуть строптивую и претворить в жизнь свое первое «стратегическое» решение, на 90 градусов изменившее курс моей вяло дрейфующей карьеры. Но, как это часто бывает в жизни, по прошествии времени сияющий Грааль оказался невзрачной грудой глиняных черепков. Работа в области КИС оказалась довольно грязным и склочным дельцем. Несмотря на то, что мне лично пришлось заниматься, дай Бог, чтобы половиной вещей из моих мечтаний, весь процесс изнутри мне стал отчетливо виден. Я был консультантом, но понял, что работать методологом, аналитиком и даже самым-самым раз-начальником не сильно лучше. Не буду здесь расписывать подробно, какой это забавный бизнес, многие и так знают. А кто не знает и кому интересно узнать, то, как говорится, пишите в личку.

Ну, раз уж не суждено было видеть интересную работу и улыбки заказчиков, я принял еще одно «стратегическое» решение. Менять всё снова на 90 градусов и полностью уходить из области казалось глупым, поэтому я постановил, что буду просто зарабатывать деньги - чем больше, тем лучше. Как я теперь понимаю, это была моя серьезнейшая ошибка. Таким образом я лишь законсервировал нарождающийся внутри себя психологический кризис, который по прошествии некоторого времени набрал полную силу и принес мне немало моральных мучений. Тогда же казалось, что продолжить существование, проведя дихотомию «работа-неработа» - всего лишь дело техники.

Итак, «подымать бабло» я решил в области SAP. Я понимал, что SAP - это волшебная кормушка, единожды попав в которую, будешь обеспечен всю оставшуюся жизнь. Но на тот момент я являлся вполне сформировавшимся специалистом по совершенно другим системам, поэтому мне пришлось провести очередной раунд интенсивной борьбы с судьбой. Мой состав уже вовсю катился не по тем рельсам, но мне снова удалось вырулить на нужную колею.

Далее пошли, как это бывает с SAP-консультантами, внедрения, поездки в Сибирь, поддержки, документации и презентации. Через некоторое время до меня стало доходить, что, продолжая так работать, я начну морально и личностно деградировать, если уже не начал. Я понял, что когда проходит новизна освоения неизвестной системы, когда позади все обучения и первые запуски, ты становишься, по существу, дрессированной обезьянкой для внедрения. Из раза в раз ты применяешь свой минимально растущий опыт. Для компании ты - фактически commodity, основное средство с определенной ежемесячной стоимостью владения, черный ящик для генерации прибыли. И компании абсолютно пофигу, если ты хочешь полностью реализовать свой потенциал или заниматься интересными задачами. Позднее мой будущий босс Смелянский Руслан Леонидович скажет: «Как это ни цинично звучит, бизнес не заинтересован в развитии личности. Он заинтересован в ее эффективной отдаче.» И это осталось бы верным, даже если бы я ушел в совершенно другую организацию заниматься совершенно другими вещами.

Я начал пытаться параллельно к основной работе создавать свои собственные проекты. Сначала они были довольно наивными, затем становились более серьезными. И тем более сложно их стало совмещать с работой. Кто бывал в такой ситуации - тот знает. Конечно, в основном, мои проекты больше приносили интерес, чем приличные деньги. Основная работа постепенно становилось совсем невмоготу. Каждое утро и каждый вечер я мужественно преодолевал под землей почти всю Москву наискосок, придавленный мрачными мыслями о том, что, ё-моё, сколько ж времени пропадает зазря и что мне уже почти 30 лет, а своё место в жизни так и не найдено. Свой моральный кризис я уже вполне осознавал, но бросить всё в одночасье было невозможно, требовалась подготовка.

Как и многое в жизни, проект Покупедия.ру начался со случайности. Не буду даже уточнять, кто и как именно, но случайные люди и случайные события привели к возникновению мысли, что неплохо бы сделать сервис, который бы позволил фоткать чеки из магазина и уже, в конце концов, решить задачу удобного ввода данных в свой личный бюджет. Задача показалась мне вполне решабельной, а собственная история попыток упорядочить личные финансы намекала на то, что сервис был бы очень полезен. Буквально через несколько дней вышел очередной номер Компьютерры, в редакторской колонке которого черным по белому почти слово в слово повторялась эта идея. Нужно ли говорить, что это событие послужило большим толчком к началу моей деятельности?

К тому моменту я абсолютно ничего не смыслил в обработке изображений, а заложенный в период обучения в Университете багаж математических знаний был порядком выбит из активного отдела мозга малоинтеллектуальными задачами из повседневной жизни типового айтишника. Решиться сделать первый шаг было непросто. Я понимал, что тема сложная и, в любом случае, она окажется еще сложнее, чем я предполагаю. Несколько дней я просто думал, стараясь увидеть преимущества и недостатки идеи, представить свою работу над проектом. В итоге я решился, и вот почему:

- Проект технологичен и наукоемок. Сейчас столько развелось стартапов а-ля «Видео за фантик» или «Социальная сеть ковыряющих в носу», что, во-первых, такими заниматься просто неинтересно, а во-вторых, они элементарно копируются. Здесь же есть где поупражнять свой мозг, да и хрен скопируешь. Во всяком случае, не так быстро.

- Я всегда тяготел к науке, но не хотел заниматься ей как это сейчас принято. В пользу первого говорит то, что я стал аспирантом на своей кафедре, в пользу второго - что я так и не дошел до написания своей диссертации. Кандидатский минимум и одна статья - вот максимум, на который меня хватило. Стиль жизни и размер оплаты на кафедре оказывали на меня удручающее впечатление и я смалодушничал, полностью уйдя «на заработки».


- Суть этого проекта - инженерия, т.е. стык науки и практики. Для меня такая работа - самый лучший вариант, хотя понял я это относительно недавно. Когда ты добиваешься видимого и полезного результата, применяя научные методы, которые понимаешь почему и как работают - это непередаваемое ощущение. Работа на кафедре выглядела бы намного более сухой, теоретической и абстрактной.


- Меня всегда интересовал вопрос: вот, допустим некоторые учатся, скажем, на физика, и идут работать программистом. Или еще лучше, учатся на геологическом, а заканчивают менеджером по продажам. Куда идут полученные знания? В канализацию? Мне могут ответить, что вуз, прежде всего, учит учиться, получать информацию, общаться и выполнять работу. Ну, хорошо, но все же, целый пласт специальных знаний - он же практически пятидесяти процентам из нас так и не пригодился в работе. Вам не жалко целых пять лет жизни? Мне - жалко, тем более, что образование я получил одно из самых лучших - ВМиК МГУ. Почти всегда главной целью обучения в вузе являлась казенная корочка под названием диплом. В данном же случае, «богатство, которое всегда с тобой» имеет шанс действительно стать твоим сильнейшим конкурентным преимуществом.


- Обработка изображений, да и, вообще, любых сигналов, а также примыкающие сюда дисциплины, например, распознавание образов - очень перспективная область. Она сложна, высокотехнологична и за ней - будущее, т.к. без нее невозможен полноценный сплав ИТ с человеком, который, несомненно, является и будет являться преимущественным направлением исследований во всем мире.

Прошел почти год с начала работы над проектом. За это время мне пришлось огромными кусками с увлечением заглатывать недостающие знания и освежать подзабытое. Много из того, что когда-то было кое-как сдано в сессию - лишь бы сдать - сейчас приходилось проходить заново, только уже с полным пониманием, зачем это нужно и с куда большим удовольствием. Во многих областях стала складываться по-настоящему целостная картина, чего я не мог достичь, учась на факультете. Сначала разработка велась урывками, в свободное от основной работы время. Затем удачное стечение обстоятельств позволило мне, наконец, покинуть ненавистную работу и посвятить себя проекту практически полностью.

Совсем ли я распрощался с SAP-ом? Я надеюсь, да. Ну, разве что, если нужда припрет - тут уж ничего не поделаешь. А так, думаю, что да. Да и примерно то же я думаю про любую наемную работу.

А не были ли прошедшие годы бесполезными? Ну, разве что только последний, когда я вообще перестал узнавать что-то новое и совсем стал мартышкой для внедрения. А остальной опыт мне весьма и весьма пригодился и еще не раз пригодится, я уверен. Я узнал многое, например, об архитектуре систем, и намерен это использовать в своей дальнейшей практике. Ну, и надо бы и дальше держать руку на пульсе SAP и мониторить, что же там у них происходит: компания, что ни говори, весьма интересная.

И кто знает, может, я, все-таки, защищу кандидатскую? Уже в области обработки изображений :)
more >>

Как относятся к нам и к нашей работе работодатели?

Да, я понимаю, блоггер я - никакой. Конференция REMIX, на которой я был, давно уже прошла, а баннер я снял только сейчас. Последний мой пост датируется началом апреля, а сейчас - уже начало июля. Тем более, подумав немного, я решил, что снабжать сообщество какой-либо новой информацией о REMIX нет смысла, ибо и так уже немало написано, и всё по делу. Чёрт возьми, даже про SAP у меня никакого желания писать нет. Удивительно, что порядка тридцати подписчиков до сих пор остаются со мной. Видимо, люди поверили в то, что от меня может исходить интересная и полезная информация, и предпочли остаться со мной. Спасибо Вам! Буду стараться не разочаровать Вас. Хотя и тематика моего блога изменится, надеюсь, что всем Вам будет интересно.

Итак, я хочу попрощаться со своим корпоративным прошлым.

Первый факт. Мое предыдущее место работы: MAG CONSULTING. Как там дела? ИТ-менеджер заперся в офисе и требует денег

Второй факт. Мое предыдущее место работы: Microtest. Как там дела? Знакомьтесь, это - SAP BW, OLTP-система (проект РЖД №1: КАК+ПОЧЕМУ)

Про последнее место работы, REDLAB LTD, - поподробнее. Какое-то время назад я имел разговор с руководством о том, чтобы не разглашать наиболее вопиющие факты деятельности этой конторы, но, по прошествии некоторого времени, подумал: а какого чёрта?! Ведь именно из-за молчания обделенных и обиженных такие фирмочки могут безнаказанно продолжать свою довольно сомнительную деятельность. Когда я только устраивался на работу в REDLAB, я переходил из компании, в которой были проблемы с выплатой зарплаты. Поэтому я прямо спросил на собеседовании начальницу отдела КИС Коноплёву Е.Ф.: «А как у вас в компании с выплатой зарплаты? Всегда ли вовремя? В полном ли объеме?» Меня заверили, что все в полном ажуре и беспокоиться абсолютно не о чем. Что бывают задержки платежей от клиентов, но компания мудро буферизует такие проблемы и зарплата выплачивается всегда в срок и в полном объеме. Дело было в начале мая (обратите внимание!).

Через две недели наступает корпоративное собрание, на котором задают вопрос: «Когда выплатят долги?» На этот вопрос отвечал мудрый вождь РЕДЛАБа Смелянский Руслан Леонидович (являющийся, насколько я знаю, еще и профессором на ф-те ВМиК МГУ, который я имел честь закончить; об этом персонаже, видимо, еще будет иметь смысл сказать пару слов ниже). Поигрывая ключами от Audi A8 (мне так сказали, может, и неправда; я только смог понять, что эти ключи - от дорогой машины) и обильно пересыпая свою речь архаичным союзом «поелику» (надо сказать, звучало довольно по-идиотски) он заявил примерно то, что да, уже с февраля (помните, мне в мае сказали, что проблем с зарплатой нет) идет задержка зарплаты, платить пока не будем, не нойте, позже выплатим. Ну, что ж, мне пришлось утереться. Меня просто натянули на собеседовании, как мальчика. Обещания о выплате я слышал еще о-о-чень много раз. И с рявканьем уже отстать наконец, и с посулами выплатить уже вот-вот через неделю, и с обещаньем того, что топ-менеджмент не будет получать зарплату, пока не будет погашена задолженность. И каждый раз это сопровождалось поглаживанием лоснящегося животика и поигрыванием ключами от дорогой машины.

Да чёрт с этим животиком и этой машиной, в конце концов! Проблема была в том, что сначала просто никто не думал, что проблема так затянется, а потом понимал, что накопившийся долг уже никогда не получишь, если уволишься. Получался замкнутый круг. Поэтому когда произошел первый существенный возврат долгов (да! через полтора года!) ваш покорный слуга сразу же написал заявление. Причем долги еще остались, и мне их не вернули, но я предпочел уйти и распрощаться с этой конторой навсегда.

У меня остались теплые чувства к коллективу, с которым я работал (но не к начальству!). Все они в той или иной степени заложники РЕДЛАБ: одни областные, другие возрастные, третьи студенты и проч. и проч. Только используя слабое положение сотрудников и ставя их в заведомо худшие по сравнению с рынком условия, РЕДЛАБ еще как-то держится на плаву. Ему не помог ни переход под крыло Компьюлинка, ни насильственный (против воли большинства сотрудников) перенос офиса за МКАД в более дешевое место.

Кстати, забавно, но именно с проблемой долгов в РЕДЛАБ связано появление надписей -ЦЕНЗУРА- в моем блоге. Дело в том, что когда нам чуть ли не на Библии поклялись, что выплатят долги в январе 2008 года, я поверил руководству и начал готовить материалы по проекту РЖД, на субподряде в котором я работал до того времени. Видит Бог, ничего крамольного там не было, но я решил, что лучше все это публиковать под конец. Надо признать мое поведение довольно глупым, ибо руководство, как всегда, свое обещание не сдержало, а со временем кто-то наткнулся на мой блог, и я был вызван на ковер. Я реально рисковал лишиться денег, которые мне задолжала компания. Сейчас, конечно, смысла ничего скрывать нет, и надпись -ЦЕНЗУРА- скоро исчезнет :) Но вот всем урок: откровения оставьте на «самый потом», когда терять уже нечего.
more >>

Friday, April 18, 2008

Встречайте - проект Покупедия.ру

Получается, уже более месяца в этом блоге не появлялось новых записей. Причины - более чем уважительные: уход с места работы под названием РЕДЛАБ, обустройство новой жизни, но главное - работа над новым проектом. Для меня этот проект, конечно, уже давно не нов, но вниманию публики он был представлен впервые.

Мероприятие, где был представлен мой проект, прошло 9 апреля 2008 года в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС и называлось Первая презентационная сессия инновационных проектов "ИТ Альянса". "ИТ Альянс" - не просто какое-то объединение IT-шников, как можно было бы понять из названия, а на самом деле, это аббревиатура от "Инвестиционно-технологический альянс". Более подробно об этой молодой, но представительной структуре можно прочитать, например, здесь. Пока же замечу, что инициатором ее создания выступило Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР), и кроме него туда входят компании Intel, Microsoft, венчурные фонды ABRT, Oradell Capital и еще большое количество фондов и компаний.

На сессии присутствовали представители всех входящих в "ИТ Альянс" организаций, в том числе, и тех же Intel и Microsoft. Сама сессия являлась, скорее, мероприятием закрытого формата. Хотя после ее проведения в Сети и появились отчеты (например, здесь), я, как человек лучше знакомый и с самими представленными проектами, и с работой СБАР, могу согласиться не со всем, что там написано, а иногда совсем не могу согласиться :) Возможно, я еще напишу обзор этого мероприятия целиком, но сегодня я хочу дать краткую информацию только о своем проекте, так сказать, из первых рук.

Да, и пока я не начал, хотелось бы выразить благодарность всем сотрудникам СБАР, в частности, отдельное спасибо Александру Комарову, начальнику отдела инвестирования и Александру Каширину, председателю правления. Их вклад трудно переоценить, без их усилий путь проекта к инвестиционной стадии был бы трудным и извилистым.

Итак, приступим.

Одним из инициаторов проекта (а именно, вашим покорным слугой) разработан действующий прототип так называемого­­­­ ядра обработки изображения, позволяющего подготовить фотографии текстовых документов к дальнейшей обработке стандартными программами распознавания текста.

Все существующие на сегодняшний момент программы распознавания текста рассчитаны на работу со сканированными документами. С обычными фотографиями текстовых документов такие программы либо справляются очень плохо, либо не справляются вообще. Причинами этого являются как наличие на фотографических изображениях геометрических искажений, связанных с положением фотокамеры, так и неравномерность освещения при фотосъемке.

Одним из вариантов практического использования разработанной технологии обработки изображений является проект Покупедия.ру. Интернет-портал Покупедия.ру включает в себя web-сервис и социальную сеть, работа которых строится вокруг интегрированной в портал технологии ввода данных о покупках пользователей.

С помощью web-сервиса пользователи могут проводить анализ качественного и количественного состава своих покупок, их стоимости и мест приобретения. Пользователи также являются участниками социальной сети, включенной в портал. Центрами общения между ними форумы обсуждения товаров, их производителей и мест покупок.

Для работы web-сервиса и социальной сети каждый пользователь должен регулярно вносить информацию о своих покупках. Ввод этих данных вручную практически нереален, поэтому ключевым фактором здесь является технология ввода информации: фотографирование кассовых чеков. Вот как она будет работать:

  1. Пользователь делает фото чека.
  2. Далее через сайт сервиса пользователь отправляет фото для обработки на сервер.
  3. На серверной стороне из фото чека извлекается текстовая информация.
  4. Результат обработки через сайт демонстрируется пользователю. Если необходимо, пользователь может внести исправления или дополнения.
  5. Информация о покупках пользователя попадает в закрытую базу данных и становится готовой для дальнейшего использования.
Следует подчеркнуть, что вся обработка изображений производится целиком на серверной стороне, что позволят надежно защитить от копирования как сам сервис, так и технологию.

Пользователи Покупедии получают следующие возможности:
  • Становится очевидным объем и состав своих расходов.
  • Наличие истории покупок позволяет спрогнозировать, сколько и на что будет потрачено средств в будущем.
  • Механизм ввода данных через распознавание кассовых чеков позволяет учитывать товары, автоматически снабжая их целым рядом категорий. Кроме анализа структуры расходов, это позволяет реализовать, например, такую полезную функцию, как список покупок, который можно взять с собой в магазин.
  • Пользуясь отзывами и участвуя в обсуждениях, потребитель решает задачу выбора товаров и получения рекомендаций.
  • Данные о покупках других пользователей дают возможность находить наиболее выгодные цены и улучшать качество товаров в личной потребительской корзине.
Несколько слов о том, что послужило предпосылками к созданию проекта. Сегодня в нашей стране наблюдается явление, которое можно назвать "потребительский бум". Поэтому перед потребителями встает ряд проблем:
  • Во-первых, часто задача выбора конкретного товара из товарной категории становится трудно решаемой.
  • Во-вторых, появляется желание четко оценить количественный и качественный состав приобретаемых товаров.
  • И в-третьих. Выбирать товары и магазины помогают рекомендации. Люди, которые могут их дать, существуют, но мы их не знаем.
Важно отметить, что одновременно происходит и будет происходить увеличение числа пользователей Интернет.

Проект Покупедия.ру появился как ответ на такую ситуацию.

Коммерциализация сервиса возможна сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это реклама на сайте. Наличие информации о покупках пользователей позволит сделать ее таргетированной.

В результате работы сервиса будет накапливаться информация о приобретенных пользователями товарах. На этом факте основано второе направление коммерциализации - проведение заказных маркетинговых исследований. Для соблюдения морально-этических норм используемые данные будут обезличены.

Также возможна организация рекламных акций совместно с производителями товаров и торговыми предприятиями. Примерами могут послужить программа распространения купонов со скидками или программа розыгрыша призов.

Информация о подробностях и ходе проекта Покупедия.ру будет постоянно появляться на страницах этого блога. Прошу вас, если возникают вопросы или предложения - не стесняйтесь, задавайте и вносите. Замечу заранее, что один вопрос - а именно "зачем все это консультанту по SAP?" (в скобках замечу, вполне успешному и неплохо получавшему) - и еще несколько примыкающих к нему вопросов я в будущем собираюсь обсудить отдельным небольшим постом.
more >>

Friday, March 14, 2008

SAP BW: Муки рождения

Часто от многих людей можно слышать один и тот же вопрос: "Зачем SAP нужно было создавать с нуля систему хранилищ данных и весь инструментарий Business Intelligence, когда на рынке уже существовали производители, предлагающие целый ряд сложившихся продуктов такого класса?" Ответить на это будет довольно просто, если мы сначала взглянем на историю развития SAP в области отчетности, анализа и управления данными. На самом деле, у SAP уже существовали наработки, частично или полностью реализующие такую функциональность в составе системы R/3. И если мы проследим эволюцию этих инструментов, то поймем, что решение о создании отдельного продукта было принято не за один день.

Началось все с разработки внутри R/3 так называемого слоя информационных систем - уровня абстракции, который позволял упростить создание различных отчетов на базе OLTP данных. Этот уровень абстракции появился в R/3 очень давно - еще с версии 2.0 (напомню, что текущая версия 7.10). Однако проблема состояла в том, что реализация слоя информационных систем очень разнилась в различных частях системы. Например, Информационная система логистики (Logistics Information System, LIS) имела один набор инструментов доступа к данным, называемый standard and flexible analysis, в то время как Информационная система персонала (Human Resources Information System, HRIS) имела совсем другой набор инструментов, реализованный с помощью отчетов. Разработка каждой из этих частей системы велась отдельной командой. И хотя такая узкая специализация позволяла создавать более продуманные решения с точки зрения разработки, разность подходов создавала довольно большие проблемы в процессе внедрения.

Во-первых, в информационных системах сильно отличались структуры данных и методы доступа к ним, поэтому для их настройки и администрирования требовались разные специалисты. Второй аспект уже касался конечных пользователей. Дело в том, что в зависимости от прикладной области, в которой изначально обрабатывались данные, пользователи были вынуждены изучать и использовать разные инструменты доступа. Во многих случаях на вид простые отчеты приходилось реализовывать в виде целого набора отдельных отчетов или писать специальные ABAP-программы. Все это вызывало у заказчиков огромное разочарование и, в конечном итоге, выливалось в существенное удорожание и затягивание внедрений. К примеру, примитивный отчет, в котором напротив каждой строки заказа должна стоять сумма текущей задолженности перед поставщиком, реализовывался посредством двух различных информационных систем.

Первая разработка, созданная SAP целенаправленно в области OLAP, называлась аналитический процессор (research processor). В начале 90-х этот инструмент использовался в подмодуле Анализ прибыльности модуля Контроллинг (Controlling Profitability Analysis, CO-PA). Аналитический процессор позволял создавать многомерные отчеты по прибыльности и организовывать просмотр таких отчетов на различных уровнях агрегации. Этот инструмент существует в R/3 и поныне, нося название сквозная отчетность (Drill-Down Reporting). Повсеместному распространению возможностей сквозной отчетности внутри R/3 способствовал постоянно растущий спрос на многомерную отчетность со стороны пользователей системы.

Итак, в определенный момент SAP осознала ситуацию, в которой оказалась. С одной стороны, компания уже обладала рядом очень мощных аналитических инструментов, реализованных в R/3. С другой стороны, существовала масса клиентов, которым были остро необходимы инструменты для анализа данных. На почве этого неудовлетворенного спроса процветал целый ряд производителей продуктов Business Intelligence, а SAP теряла клиентов, обладая при этом всеми компетенциями, необходимыми для создания полноценного решения в области хранилищ данных.

Результатом такой ситуации стало решение создать так называемый Аналитический сервер (Research Server), который позже и получил имя SAP Business Information Warehouse (SAP BW). (Кстати, думаю, многим консультантам SAP BW всегда было интересно, почему все, что связано с BW - транзакции, пакеты, функциональные модули и проч. - имеет префикс RS; так вот и ответ на этот вопрос). Эта инициатива стала самым крупным проектом разработки в истории SAP, не считая, конечно, системы R/3. В первой половине 1997 года SAP отобрала пять компаний-клиентов для проведения пилотных внедрений SAP BW. В начале 1998 года для дополнительного анализа технических требований и проверки продукта "в полевых условиях" среди уже шести клиентов была запущена так называемая Программа первых клиентов (Early Customer Program, ECP). Самой известной компанией, принявшей участие в этой программе, была корпорация DEC (Digital Equipment Corporation). В сентябре 1998 года SAP BW версии 1.2A стал доступен всем остальным клиентам. Вот таким образом и состоялось рождение BW.

Думаю, никогда при проектировании SAP BW не вставал вопрос использования какой-либо сторонней OLAP разработки. Скорей всего, без долгих колебаний было принято решение просто перенести целый ряд концепций из R/3 и воспользоваться существующим опытом. Двумя яркими примерами концепций BW, изначально реализованных в R/3 (имеются в виду именно концепции, а не сам программный код), могут стать система раннего предупреждения (Early Warning System) и интерфейс "отчет-отчет" (Report-to-Report Interface). Первая из этих концепций позволяет устанавливать пороговые значения или условия, при достижении которых система выдает сообщение с предупреждением. Например, такая возможность может использоваться для мониторинга состояния складских запасов. Пользователь устанавливает минимально допустимое количество единиц на складе и временной интервал, по которому система будет производить проверку. При достижении установленного порогового значения система автоматически уведомит ответственное лицо о том, что нужно отправить поставщику заказ для пополнения складских запасов.

Вторая концепция, интерфейс "отчет-отчет", позволяет пользователю удобно перемещаться по различным отчетам. Например, финансовый контролер занимается анализом себестоимости в прошлом отчетном периоде. Вдруг он встречает существенное отклонение от плановых значений. Его интересует, повлияли ли на это изменение расходы маркетингового подразделения. В этом случае он может просто выбрать функцию перехода в отчет анализа маркетинговых расходов, который будет открыт для того же периода того же финансового года, что и исходный отчет. Такой подход позволяет исключить лишние действия пользователя по открытию второго отчета и повторному вводу параметров.

Мы рассмотрели лишь две концепции, перенесенные из R/3 в BW. В действительности их намного больше. Выходит, что еще до создания BW, компания SAP имела многолетний опыт построения OLAP инструментов и решений для управления данными. И этот факт совершенно нельзя сбрасывать со счетов при рассмотрении SAP в качестве производителя продуктов Business Intelligence и систем хранилищ данных.

При подготовке материала использовались следующие источники:

  • K. McDonald, A. Wilmsmeier, D.C. Dixon, and W.H. Inmon. 2002. "Mastering the SAP Business Information Warehouse". Wiley Publishing, Inc.
  • N. Hashmi. 2000. "Business Information Warehouse for SAP - Your Guide to Data Warehousing and BW". Prima Publishing
  • help.sap.com

more >>